Урок 9. Идолы души и другие уроки

Памятный стих: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?» (Матф.18.1.)

Библейские тексты для исследования: Еккл.9.10; Матф.18.1-4; 21-35; 19.16-30; Гал.3.20-21.

Наше окружение и культура в значительной степени формируют наши ценности, убеждения и позицию. Не имеет большого значения, выросли ли вы в крупном городе или в деревне, культура и окружение, в которых вы росли в значительной мере сделали вас теми, кем вы являетесь. И даже если вы смените окружение, именно та среда в которой вы воспитывались, оставит на вас неизгладимый отпечаток. К сожалению, в большинстве случаев наша культура и наше окружение действуют против принципов Божьего Царства конце концов, мы живем в падшем мире, и его ценности: мораль, обычаи часто отражают это падшее состояние. Мы не всегда можем увидеть это, поскольку слишком погружены в свою культуру и окружение. Дух Святой, действующий в наших сердцах, указывает нам на моральные принципы и стандарты Божьего Царства Как мы увидим на этой неделе, Божественные ценности зачастую сильно отличаются от тех, в которых мы родились и выросли. Подобно ученикам, мы также должны усвоить эти уроки.

Воскресенье. Величие смирения

Кто не стремится к настоящему величию? Кто не желает совершать великие дела? Это желание не всегда возникает из эгоизма, самолюбия или высокомерия. Можно просто наилучшим образом делать свое дело в надежде на то, что наш труд принесет благословения другим (см. Еккл.9:10).

Однако с определением понятия «величие» возникает сложность. Испорченный человеческий разум легко может исказить эту концепцию, так что она будет значительно отличаться от библейского понимания.

Прочитайте тексты Матф.18:1-4. По мнению Иисуса, что является истинным величием и каким образом вы можете применить Его слова в своей жизни?

Чтобы охарактеризовать истинное величие, Иисус позвал ребенка, поставил перед Собой и сказал: «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (ст. 4). Христос не сказал, что нужно быть великим проповедником, великим бизнесменом или даже великим благотворителем. Величие в глазах Бога — это внутренняя, а не внешняя сторона нашей жизни, хотя, несомненно, наше внутреннее состояние будет влиять на наши поступки. Заметьте, Иисус определяет величие совсем не так, как большинство людей в мире. В конце концов, кто стремится в жизни к такому величию — быть скромным, как дитя? Нам это кажется странным — стремиться к подобной цели, поскольку мы мыслим принципами, идеями и понятиями окружающего мира. Что значит быть смиренным, как малое дитя? Одним из показателей смирения является послушание Господу, когда мы предпочитаем следовать Слову Божьему, а не нашей собственной воле. Если вы находитесь на ошибочном пути в вашей жизни, это потому, что идете собственным путем. Решение простое: смириться и вернуться на Божий путь через послушание Его Слову. Если бы Адам и Ева проявили смирение, они не согрешили бы. Примечательно, что дерево жизни и дерево Познания добра и зла располагались посреди сада. Часто жизнь и погибель соседствуют друг с другом. Выбор между нами определяет смирение. Каких еще ошибочных и противоречащих Слову Божьему мнений и идей мы придерживаемся вследствие влияния мира на нас? Поделитесь своими ответами в классе Субботней школы.

Понедельник. Величие прощения

Негативные последствия грехопадения проявляются в межличностных отношениях. Со времен Адама, обвинившего Еву в своем грехе (см. Быт.3:12), и до настоящего времени человечество гибнет и деградирует в результате конфликтов между людьми. К сожалению, конфликты возникают не только в мире, но иногда и в Церкви. Прочитайте отрывок Матф.18:15-35. О чем Иисус говорит нам здесь? Почему мы часто не следуем Его словам? Давайте честно признаем: легче жаловаться на человека за его спиной, чем подойти к человеку и решить проблему. Именно поэтому мы избегаем такого решения, хотя Бог велит нам поступать только так. Иисус учит нас, что мы должны подойти к обидчику и попытаться урегулировать отношения. Если человек негативно реагирует на такие наши действия, можно воспользоваться дополнительными предписаниями. «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20). Обратите внимание на контекст, в котором речь идет о дисциплине и исправлении другого человека. (Мы, как правило, используем этот стих в более широком смысле). Христос подчеркнул: Когда небольшая группа пытается вразумить верующего, там присутствует Святой Дух. Это часть прекрасной работы по спасению человека. А начинается она со смиренного выполнения Божественного указания, когда мы вступаем в непосредственный контакт с нашим обидчиком. Это еще одно доказательство величия тех, кто так поступает.

Еще раз прочитайте отрывок Матф.18:21-35. Какую важную мысль излагает Иисус?

Когда Иисус повелевает прощать «до седмижды семидесяти раз», в действительности Он имеет в виду, что мы должны прощать всегда. Христос прекрасно осознает необходимость прощения не только для чужого блага, но и для нашего собственного. Посмотрите, какую замечательную притчу Он рассказал, чтобы подчеркнуть Свою мысль. Нам может быть многое прощено. Смысл Евангелия сводится к прощению (см. Исх.32:32; Деян.5:31; Кол. 1:14). Однако, если мы не прощаем других так же, как нас простил Бог, то можем столкнуться с тяжелыми последствиями.

Почему так важно взирать на Голгофский крест, на прощение, которое нам было даровано посредством него? Если Бог простил нас, уплатив такую огромную цену, как мы можем научиться прощать других, даже если сейчас такое прощение представляется нам невозможным?

Вторник. Идолы души

Прочитайте отрывок Матф.19:16-30. Будучи новозаветными христианами, как мы сегодня должны относиться к этой истории? Какие уроки мы можем извлечь для себя?

Хотя об этом человеке сказано немного, мы можем отметить несколько основных моментов. Он был богат, занимал руководящую должность (Лук.18:18) и, видимо, тщательно исполнял Закон Божий. Мы видим также, что в жизни ему чего-то недоставало. Это отчасти напоминает историю Мартина Лютера, который выглядел вполне благочестивым монахом, но внутренне не был доволен своей духовной жизнью и искал уверенности в спасении. В обоих случаях упомянутые люди почувствовали, что их внешние дела не заполняют пропасти между ними и Богом.

«Этот начальник высоко ценил собственную праведность. Он и мысли не допускал, что у него есть какие-то недостатки, но полного удовлетворения не испытывал. Он чувствовал потребность в том, чем не обладал. О, если бы Иисус благословил его, как Он благословил детей, о, если бы Он насытил его душу!» (Э. Уайт. Желание веков, с. 518).

Некоторые люди могут возразить, что в этой истории Иисус якобы учит, что мы получаем вечную жизнь в соответствии с нашими добрыми делами. Ведь в Матф.19:17 Иисус говорит: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Если бы это был единственный стих, относящийся к данному вопросу, то можно было бы еще поспорить. Но есть огромное количество других стихов, особенно в посланиях Павла, которые учат, что Закон не спасает, а указывает на нашу нужду в спасении (см. Рим.3:28; Гал.3:21-22; Рим.7:7). Иисус желал помочь молодому начальнику увидеть его огромную нужду в чем-то значительно большем, нежели его добрые дела. Евангелие должно проникнуть в сердце, достигнуть идолов души и разрушить их. Всѐ, за что мы держимся и что так или иначе препятствует нашим отношениям с Богом, должно быть устранено. В данном случае это было богатство молодого начальника. Иисус отмечает, что богатому трудно спастись, однако вскоре после этого диалога Лука записывает прекрасную историю о спасении богатого человека (Лук.19:1-10).

Если бы вы были на месте упомянутого богатого начальника и задали Иисусу тот же вопрос, как вы думаете, что Он сказал бы вам? Подробно обсудите свои ответы.

Среда. Что же будет нам?

Что происходит сразу после инцидента с богатым начальником?

«Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Матф.19:27).

В тексте не говорится, чем был вызван этот вопрос, но вполне возможно, что это была прямая реакция на уход богача от Иисуса. Складывается впечатление, что Петр как бы хочет сказать: в отличие от этого богатого человека и других, кто рано или поздно оставил Иисуса, он и остальные ученики, наоборот, оставили все ради Него. Они оставались верными Ему, чего бы это им ни стоило. Отсюда и вопрос: что же будет нам?

Сегодня мы можем истолковать этот вопрос как еще одно доказательство прагматизма и духовной черствости учеников (и в определенной степени это так). С другой стороны, почему бы и не задать такой вопрос? Почему Петра не должно было интересовать, какую награду он получит, следуя за Иисусом? Ведь земная жизнь трудна даже для тех, у кого все есть. Мы все подвержены травмам, разочарованиям, боли и влиянию нашей падшей сущности. В 1800-е годы итальянский мыслитель Джакомо Леопарди писал о всеобъемлющем несчастье человека: «До тех пор, пока человек чувствует жизнь, он также чувствует недовольство и боль».

Жизнь — это борьба, и добро в нашем мире не всегда уравновешивает зло. Поэтому вопрос Петра имеет глубокий смысл. Если жизнь так трудна, то какое преимущество мы имеем, следуя за Иисусом? На что мы можем рассчитывать, проявляя преданность, которой Иисус ожидает от нас?

Как Иисус ответил на этот вопрос? Матф.19:28-20:16.

Заметьте, Иисус не упрекнул Петра за эгоизм или что-то подобное. Сначала Он дает ему прямой ответ, а затем рассказывает притчу о работниках и их заработной плате. Хотя значение притчи обсуждается на протяжении веков, основная мысль ясна: вы получите от Иисуса то, что Он пообещал вам.

Если бы кто-то спросил вас: «Что я получу, служа Иисусу?», что бы вы ответили?

Четверг. «Можем»

Чтобы лучше понять историю об Иакове и Иоанне (и их матери) из Матф.20:20-27, прочитайте сначала Лук.9:51-56. Описанное здесь событие произошло, когда Иисус и Его ученики отправились в Иерусалим, за несколько дней до того, как Иаков и Иоанн просили у Христа разрешения сесть в Царстве по левую и правую стороны от Него.

Прочитайте тексты Матф.20:20-27. Что отрывок Лук.9:51-56 сообщает о том, насколько Иаков и Иоанн были готовы сидеть слева и справа от Иисуса в Царстве?

Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, явно больше волновались о своем будущем статусе, чем о спасении окружавших людей, даже после того, как были посланы благовествовать в близлежащие селения. Этот случай отдаленно напоминает историю, рассмотренную нами вчера, в которой Петр спросил, что получат ученики, последовав за Иисусом.

Внимательно прочтите ответ Христа: «He знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» (Матф.20:22). Другими словами, чтобы приобщиться к будущей славе Иисуса, сначала нужно приобщиться к Его страданиям и смерти, к чему ученики не были готовы. Тот факт, что они незамедлительно ответили: «Можем» (Матф.20:22), показывает: в тот момент они не понимали, о чем Христос предупреждал их. Им предстояло узнать об этом в будущем.

Здесь показан интересный контраст, о котором стоит поразмышлять. Вчера мы убедились в том, что нам обещана прекрасная награда – «жизнь вечная» (Матф.19:29), если мы последуем за Иисусом. В то же время Библия ясно говорит, то в этом мире следование за Христом имеет свою цену, иногда достаточно высокую. Сам Иисус позже сказал Петру, то тот умрет мученической смертью (см. Иоан.21:18-19). Многие верующие на протяжении веков и даже в наши дни платили большую цену за следование за Иисусом. Поэтому будет не лишним спросить себя, все ли в порядке с нашим христианством, если нам ничего не стоит следовать за Господом. Но какой бы ни была эта цена, она неизмеримо ниже той, которую заплатил Сам Господь.

Какова цена вашего следования за Христом? Поразмышляйте над вашими ответами.

Пятница. Для дальнейшего исследования

На протяжении веков некоторые люди ратовали за так называемое естественное право. Хотя это понятие интерпретируется по-разному, его суть сводится к тому, что мы можем извлечь из мира природы моральные принципы и руководствоваться ими в своих поступках. Как христиане, питающие природу «второй книгой» Бога, мы в определенном смысле могли бы с этим согласиться. Например, подумайте рассуждениях Павла в Рим.1:18-32 о том, что люди могут знать Бога через природу.

В то же время мы не должны забывать, что живем в падшем мире и воспринимаем природу испорченным умом. Поэтому можем извлечь из природы неправильные моральные уроки. Например, один из величайших умов античности, греческий философ Аристотель оправдывал рабство собственным пониманием природы. Он считал, что природа выявляет два класса людей, один из которых «ниже другого, как зверь ниже человека». Поэтому для представителей этого низшего класса выгодна жизнь рабского подчинения». Это всего лишь один из многих примеров того, как мирские принципы, ценности и идеи конфликтуют с принципами и ценностями Царства Божьего. Вот почему независимо от того, где родились и выросли, мы должны изучать Слово Божье и извлекать из него мораль, ценности и принципы, чтобы руководствоваться ими в жизни. Никакой другой источник не является надежным.

Вопросы для обсуждения:

1. Иисус призывает нас прощать всех, кто причинил нам боль, включая членов наших семей. Подумайте о ком-то из близких, кто вас обидел. Хотя у вас могут навсегда остаться шрамы, как вы можете достичь прощения?

2. Обсудите в классе ответы на вопрос, заданный в уроке за воскресенье и касающийся несоответствия ценностей вашего общества библейским принципам. Как мы, христиане, должны разрешать эти противоречия?

3. Поразмышляйте о величии, которое требует в смирении уподобиться ребенку. Что это означает для нас как христиан?

4. Как адвентисты седьмого дня, мы считаем повиновение Закону Божьему, Десяти Заповедям, необходимым для христианина. Однако каким образом история о богатом начальнике свидетельствует нам: каким бы важным ни было внешнее послушание Божьему Закону, этого недостаточно и истинное христианство включает в себя нечто большее?

Добавить комментарий